Сезон: май - октябрь
Лучший период: июль-сентябрь
Сложность маршрута: подходит для опытных туристов, уверенно держащихся в седле. На маршруте есть затяжные подъемы и спуски, много диких троп, опасных участков. Нужно быть готовым к физическим нагрузкам и обладать хорошим опытом горного наездника.
Перепад высот: низшая точка 1000 м,н.у.м. Максимальная высота на маршруте около 3000 м,н.у.м.
Программа тура:
День 1. Алматы – Талдыкорган – Койлык – Черкасская оборона - Лепсинск.
Отправление из Алматы не позднее 07:00 час. Прибытие в Талдыкорган в 10:00 час. Посещение краеведческого музея Алматинской области, обед. Переезд в Сарканд (ок. 159 км). Во время 2-х часовой поездки предусмотрены 2-3 остановки возле интересных и памятных мест.
Впервые о Сарканде упомянул Чокан Валиханов в своих очерках об исследовании Семиречья. Эти упоминания датируются 1857 годом прошлого столетия. Изначально Сарканд был станицей, основанной сибирскими Казаками. Первые основательные поселения появились на берегу реки Сарканд в 1858 году, при переселении 22 семей из Копальского и Лепсинского уездов. В 1872 году открылась первая школа. В 1928 году был образован Саркандский район. В его состав входила Черкасская волость и Лепсинский уезд. С 1964 года Сарканд был посёлком городского типа, а в 1968 году был преобразован в город. Сегодня это небольшой, но весьма симпатичный городок. Основная деятельность местных жителей - это сельское хозяйство, производство отличного вина, есть даже небольшой пивоваренный завод и завод по производству сыров.
Далее наш путь пролегает к поселку с названием Койлык. Там же расположены останки древнего городища, Койлык.
Городище Койлык - крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр на северо-востоке Семиречья в XIII-XIV веках, ставка карлукских джабгу. Территория окружена крепостной стеной высотой до 4 метров. В плане - неправильный четырёхугольник. Северо-восточная стена имеет протяженность 1200 метров, юго-западная 750 метров, примыкая к подножью гор. Город славился своими базарами, и в нём, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город Вильгельм Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мунке. Археологические исследования на городище были проведены в 1964 году. К сожалению, сегодня городище заброшено, но стоит подойти поближе и немного погулять - можно обнаружить много интересного.
Переезд к мемориалу Черкасской обороны, расположенному в селе Черкаск. Посещение музея и мест сражений.
Черкасская оборона (1918-1919гг) - боевые действия крестьян 12 русских селений Лепсинского уезда Семиреченской области в тылу белогвардейских войск, которые происходили в обстановке ожесточённой борьбы между крестьянами-новосёлами с одной стороны, и семиреченскими казаками, крестьянами-старожилами, кулаками и казахскими баями с другой. В июне 1918 года крестьяне Лепсинского уезда создали отряды самообороны для защиты своих селений от местных белоказаков и алаш-ордынцев, а также от белогвардейцев, наступавших с севера. После захвата белогвардейцами города Сергиополя, всё северное Семиречье охватили контрреволюционные мятежи. Крестьянские селения подверглись нападениям белоказачьих и алаш-ордынских отрядов.
Переезд в поселок Лепсинск. Размещение в гостевом доме у местных жителей, ужин, отдых. *Общий автомобильный пробег в этот день около 500 км.
День 2. Лепсинск – долина реки Карбушка.
Завтрак в 9.00. После завтрака сборы и выход на конный маршрут.
По имеющимся артефактам можно сказать, что местность, где расположен Лепсинск была населена еще в XII веке. Об этом свидетельствует обнаруженный в 1989 году курганный камень - Бал-бал, датируемый XII-X веком. По рассказам старожил, в Лепсинске было три кургана с тюркскими каменными изваяниями из гранита. Один лежал у крыльца Сельсовета, второй стоит у дома местного жителя, третий, по рассказам, запахан в районе амурского ключа. В 1390 году в походе вглубь Могулистана, Эмиром Тимуром были насыпаны курганы, на перевале Уйгентас, рядом с Лепсинском. Такими курганами он обозначал границы своей империи. На своих личных вещах он устанавливал свой знак в виде трех колец. Такой знак найден в 1994 году у подножия горы Кок-Тобе, неподалеку от Лепсинска. Современная же история Лепсинска начинается в 1822 году. Отмена ханской власти послужила поводом о прошении присоединения казахского рода усунь к России. Но первые попытки не увенчались успехом. Только в 1846 году был подписан договор о включении семиреченского края в состав России и назначении Лепсинска станицей. Это лишь малая часть интересной истории маленького села, все самое интересное Вам расскажут местные старожилы.
Нас ждет конная прогулка по довольно простым тропам в лиственных лесах, с небольшими перепадами высот. Сделаем несколько остановок на отдых и обед, среди дикорастущих садов яблони. Конечная точка, конной части первого дня, расположена в живописном месте на берегу горной реки. Разбивка лагеря, ужин и ночь в палаточном лагере. *Верховой переход за день около 15 км.
День 3. Долина реки Карбушка – Колокольня.
Завтрак в 8.00. После завтрака сборы лагеря и подготовка коней. Практически весь день, мы будем двигаться по плато с окружающей панорамой снежных вершин. На пути нам будут встречаться причудливой формы нагромождения из гранита. По всей видимости, когда-то очень давно, на плато был огромный ледник. Иначе не объяснить, каким образом, камни могли выстроить такие фигуры. Во время перехода будет несколько привалов, на отдых и обед. К вечеру мы достигнем, так называемой «Колокольни». Место это получило свое название, благодаря тому, что с края огромного обрыва, открывается вид на всю долину верхнего течения, реки Лепсы. Как с колокольни, можно разглядеть все в округе. Выбор места для обустройства лагеря, ужин. Ночь в палаточном лагере. *Верховой переход за день около 20-23 км.
День 4. Колокольня – ущелье Жылсай.
Завтрак в 8.00. После завтрака сборы лагеря и подготовка коней. Весь день будем продолжать двигаться по плато, с плавным набором высоты. По пути будет множество родников. У одного из родников сделаем остановку на обед. Далее подъем на верхнюю точку плато, привал и обзор панорамы на высшую точку Джунгарского Алатау. После привала, спуск в долину реки Жылсай. Обустройство лагеря, ужин, ночь в палаточном лагере. *Верховой переход за день около 23-25 км.
День 5. Ущелье Жылсай – панорама верхнего озера Жасылколь – река Агыныкаты.
Завтрак в 8.00. Сборы лагеря. Затем, небольшой конный переход, к обзорной точке. Отдых, перекус и наслаждение головокружительным видом снежных вершин Джунгарии.
Озеро находится на высоте 2200 м.н.м, на боковом притоке реки Кикозен - реке Кызылауз. Оно образовалось в результате мощного землетрясения. Обвалившийся правый склон перегородил ущелье мощной плотиной из скальных обломков. Протяженность озера составляет 3,3 км и средняя ширина - 300 м. Своей формой озеро напоминает семиреченского лягушкозуба (вымирающий вид, хвостатое земноводное, обитающее только в горах Джунгарского Алатау). Озеро имеет сине-зеленый оттенок, перекликающийся с окружающими зелеными склонами покрытых альпийскими лугами и редким, низкорослыми кустарниками. Из-за отдаленности озеро, к сожалению, малопосещаемое, так как своей привлекательностью и красотой ни в чем не уступает нижнему озеру.
После осмотра озера сверху, мы спустимся в долину реки Агыныкаты. Спуск будет проходить по дикому склону. Далее небольшой переход по долине, к месту установки лагеря. Ужин, ночь в палаточном лагере. *Верховой переход в этот день около 15 км.
День 6. Озеро Жасылколь.
Завтрак в этот день, будет поздним, так как далеко идти не придется и можно выспаться. После завтрака нас ждет небольшая, но очень интересная пешая часть маршрута. Мы преодолеем каменный завал, который служит естественной плотиной для озера. И выйдем к одному из берегов озера, где отдохнем, перекусим, полюбуемся безумной красотой озера. После отдыха, нас ждет обратный путь. По возвращению ужин и ночь в палаточном лагере у костра.
День 7. Река Агыныкаты – ущелье Жылсай – плато Ак-Тас.
Ранний завтрак и сборы лагеря. Нас ждет обратный путь, эта часть маршрута будет, пожалуй, самой сложной. Нам придется подниматься и спускаться по очень трудным, диким, но уже знакомым склонам. В течении дня будет много остановок для отдыха коней. На одном из родников сделаем привал на обед. К вечеру спустимся к роднику, у которого и остановимся на ночлег. Ужин, ночь в палаточном лагере. *Верховой переход в этот день около 20 км.
День 8. Плато Ак-Тас – озеро Жасылколь нижнее - пасека.
Завтрак в 8.00. Сборы лагеря и выход на следующую часть маршрута. Практически весь день мы будем сбрасывать высоту. Местами, придется идти по довольно крутым склонам с дикими тропами. Местами, будут густые лиственные леса, где-то придется вовсе идти пешком. Но окружающие пейзажи компенсируют все трудности. К обеду мы придем к озеру, где устроим привал в уютной беседке на берегу.
Озеро нижний Жасылколь расположено на северном склоне хребта Джунгарского Алатау в долине реки Агыныкатты на высоте 1640 метров над уровнем моря. Наибольшая протяженность озера по длине от северного берега до южного устья реки Агыныкатты составляет 2070 метров, наибольшая ширина в северной части озера - 751 метр. До восьмидесятых годов прошлого века сюда практически не ступала нога человека, что неудивительно, ведь здесь проходит государственная граница. Поскольку в озеро впадает бурная река Агыныкатты, а летом к нему стекаются многочисленные ручьи, берущие начало с ледников Джунгарского Алатау, вода Жасылколя почти всегда мутная, насыщенных голубых и зеленоватых оттенков. Озеро давно облюбовали гордые красавцы маралы.
После обеда спуск по живописной тропе к пасеке, где мы остановимся на ночевку. Разбивка лагеря у пасеки, ночь в палаточном лагере. *Верховой переход за день около 15 км.
День 9. Пасека – Лепсинск – Алматы.
Ранний завтрак и сборы. Далее нас ждет переход в Лепсинск, откуда наш маршрут и начинался. Возвращаться мы будем вдоль реки Агыныкатты. По очень красивой тропе, вдоль берега реки. Последние несколько километров пройдем по садам и открытой долине, где нужно быть готовым к жаркому солнцу. По прибытию, баня, обед в гостевом доме. Затем выезд в Алматы. В город мы вернемся поздно, около полуночи. *Верховой переход в этот день около 12 км. Общий автомобильный пробег в этот день около 500 км.